Культурная жизнь Юга России № 2 (65), 2017

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Теория и история искусства

стр. 7-12

Костюм в "национальном стиле" на русской театральной сцене второй половины XIX века

В статье на основе различных источников рассматривается театральный костюм в «национальном стиле». Из всего многообразия форм выделен костюм в «боярском стиле», утвердившийся на русской сцене второй половины XIX века, особенно в исторических спектаклях. Широко привлекая документальный материал, авторы анализируют его как идеологический и художественный конструкт периода Историзма.

Ключевые слова: русское декорационное искусство, историзм, археологизм, исторический спектакль, костюм в «национальном стиле», боярский стиль. 

Н.А. Гангур, А.А. Комаревцева


стр. 13-17

Связь меры условности и смысла в изобразительном искусстве

Художественная условность изобразительного искусства, мера его условности и ее типы в настоящее время остаются недостаточно исследованными. Статья посвящена изучению характера связи между мерой условности и смысловым наполнением в разных видах изобразительного искусства. Рассмотрен конкретный культурологический материал, иллюстрирующий основные положения статьи. Приведены результаты исследования, которые открывают перспективы дальнейшего изучения вопроса.

Ключевые слова: вымысел, изобразительное искусство, смысл, условность, форма.

Е.Л. Балкинд

стр. 17-20

Особенности периодизации натюрмортного творчества Ильи Машкова

Статья посвящена раннему натюрмортному творчеству Машкова, в котором определены
несколько магистральных направлений. В рамках каждого из них акцентирован анализ живописно-
пластических характеристик произведений, амбивалентная специфика которых как индивидуализиру-
ет художника, так и вводит его в контекст парадигмы искусства начала XX в.

Ключевые слова: искусство отечественного авангарда, «Бубновый валет», примитивизм, натюрморт,
пластическое мышление, русские сезаннисты.

О.А. Королева

стр. 20-23

Системный принцип организации музыкального тематизма: от оперы к кинематографу

В статье на основе анализа музыки фильма «Сибирский цирюльник» (режиссер Н. Михалков, композитор Э. Артемьев) выявляется системный принцип организации музыкального тематизма как прием, пришедший в прикладную музыку из классической оперной драматургии.

Ключевые слова: музыкальный тематизм, оперная драматургия, кинодраматургия, киномузыка,
кинокомпозитор.

Т.Ф. Шак, Е.Б. Хавлина

стр. 23-28

Новые тенденции в концерте для саксофона 70-х - 90-х годов XX в.

Статья посвящена анализу новых тенденций в концерте для саксофона отечественных и зарубежных композиторов 70-х – 90-х годов ХХ столетия. Данный период характеризуется освоением новой композиторской техники и обновлением музыкального языка, что привело к включению в партию солиста новых (нетрадиционных) исполнительских приемов, суть которых заключалась в изменении тембрального звучания инструмента. Тембровое экспериментирование, затронувшее все инструментальные пласты, способствовало расширению образной сферы и жанровой палитры концерта для саксофона и привело к появлению его новых разновидностей.

Ключевые слова: саксофон, жанр, концерт, эволюция, эволюция жанра, жанр концерта для саксофона, исполнительство на саксофоне, академическая музыка для саксофона.

А.М. Понькина

стр. 28-32

Французская инструментальная школа XVII-XIX веков: аспекты национальной стилистики

В статье рассмотрены процессы становления французской камерно-инструментальной школы XVIII – XIX веков, которая послужила фундаментом для развития и расцвета этого видового стиля в творчестве композиторов Новейшего времени (от К. Дебюсси до членов группы «Les Six» и Д. Мийо). Отмечено, что Ренессанс французского инструментального стиля приходится в четко обозначенных художественно-эстетических параметрах на музыку Новейшего времени, отсчет которого начинается с последнего десятилетия XIX века. Определяющую роль здесь играли великие французские композиторы, создавшие стиль музыкального импрессионизма, – К. Дебюсси и М. Равель. В их творчестве, направленном не только на новации, но и на возрождение национальных традиций, сложился новый музыкальный язык, определивший значение французского инструментального стиля в области его влияния на мировую инструментальную практику последующего времени. Процесс стилистического обновления, однако, был начат во французской инструментальной школе еще раньше – в творчестве композиторов XVIII – XIX вв., репрезентировавших «французское» в системе европейского инструментализма (от Ж.-Б. Люлли до К. Сен-Санса). Новизна предложенного в данной статье подхода к изучению французской музыкальной школы заключается в систематизации и определении критериев ее изучения как эстетико-коммуникативной парадигмы, обогатившей своим влиянием мировую практику этого рода музыкального искусства.

Ключевые слова: инструментализм как музыкально-художественный феномен, камерный инструментализм, инструментальная школа, национальный аспект инструментальной школы, французская инструментальная школа XVIII – XIX веков.

Д.А. Рубцова

стр. 32-37

Пути достижения коммуникативного единства исполнителей

Исследование представляет собой последовательное вычленение феномена музыкальной коммуникации в ансамбле из общей структуры коммуникативных процессов в искусстве, с формулированием ее специфических особенностей и регламентацией путей их формирования посредством осуществления совместной ансамблевой работы исполнительского дуэта солиста и концертмейстера над камерно-вокальными произведениями П.И. Чайковского. Суть статьи состоит в представлении целостного обзора явления музыкальной коммуникативности – в качестве контекста для акцентуации особого типа взаимодействия между партнерами камерного ансамбля, на примере работы с указанным материалом.

Ключевые слова: музыкальная коммуникация, камерно-вокальный дуэт, ансамбль, романсы П.И. Чайковского, взаимодействие исполнителей.

В.С. Исаев

стр. 37-40

Трактовка голоса в композициях Стива Райха 1970-х годов

Исследование представляет собой последовательное вычленение феномена музыкальной
коммуникации в ансамбле из общей структуры коммуникативных процессов в искусстве, с форму-
лированием ее специфических особенностей и регламентацией путей их формирования посредством
осуществления совместной ансамблевой работы исполнительского дуэта солиста и концертмейстера
над камерно-вокальными произведениями П.И. Чайковского. Суть статьи состоит в представлении
целостного обзора явления музыкальной коммуникативности – в качестве контекста для акцентуации
особого типа взаимодействия между партнерами камерного ансамбля, на примере работы с указанным материалом.

Ключевые слова: музыкальная коммуникация, камерно-вокальный дуэт, ансамбль, романсы П.И. Чай-
ковского, взаимодействие исполнителей.

А.В. Шорникова

стр. 40-44

Истоки джаза в этнокультурном аспекте исследования

В статье рассматривается этнокультурный подход при изучении истоков американского
джаза в единстве этнографического и социального.

Ключевые слова: джаз, этнокультурный аспект, world music, аутентичная музыка.

Е.В. Семенченко

стр. 44-47

Основные тенденции современной звукорежиссуры

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием отрасли звукорежиссуры в современном мире. Автором проанализированы основные тенденции формирования и развития звукорежиссуры как творческой деятельности. В статье описана роль звукорежиссера в создании звуковых образов, а также основные компетенции звукорежиссеров современности. Обозначены
основные направления развития работы со звуком в современных экранных искусствах.

Ключевые слова: экранные искусства, саунд-дизайн, звукорежиссура, звукозапись, звукорежиссер.

Е.Ю. Ключкова


Теория и история культуры

стр. 48-53

Культурные ценности в условиях социальных потрясений

В статье исследуется аспект вооруженных конфликтов, касающийся судьбы культурных
ценностей, сделана попытка выявить контуры террористического акта в отношении культурных цен-
ностей как отдельного вида террористической деятельности, рассмотрены некоторые основания для
создания концепции защиты культурного наследия в условиях социальных конфликтов.

Ключевые слова: культурные ценности, террористический акт, защита культурного наследия.

В.Г. Торосян, И.В. Пальцева


стр. 53-58

Информационная культура как фактор трансформации идентификационной парадигмы

В статье исследуется аспект вооруженных конфликтов, касающийся судьбы культурных
ценностей, сделана попытка выявить контуры террористического акта в отношении культурных цен-
ностей как отдельного вида террористической деятельности, рассмотрены некоторые основания для
создания концепции защиты культурного наследия в условиях социальных конфликтов.

Ключевые слова: культурные ценности, террористический акт, защита культурного наследия.

А.А. Лисенкова

стр. 58-64

Есть ли у всемирной истории конечная цель развития

В статье рассматриваются пути, формы и перспективы развития человеческой цивилизации, а также анализируется возможность достижения конечной цели всемирного культурно-исторического процесса. Высказывается идея о том, что вопрос о конечной цели исторического развития человечества должен быть рассмотрен в контексте концепции «ритмов истории» и многоуровневого характера Бытия. Делается предположение о том, что смыслом развития всемирной истории является повышение уровня духовности человечества; что содержание мировой истории проявляется в диалектической взаимосвязи и чередование ее «духовных» и «материальных» эпох; что исторический процесс направлен к достижению некоей «финишной» точки, за которой последует качественно новое состояние человечества.

Ключевые слова: мировая история, общественный прогресс, телеология, духовность, Апокалипсис,
ритмы истории, новый эон.

О.Ю. Голубева, А.П. Федяев


Культура и общество

стр. 65-67

Прославление Родины и ее защитников в музыкально-поэтических текстах праздника Победы 1945 г.

В статье рассматривается проблема преемственности традиций военных праздничных
церемониалов дореволюционной и Советской России, выявляется общность идеологических оснований и их отражение в художественном компоненте празднества. Изучаются нарративные и панегирические тексты, образы Родины и ее защитников, созданные средствами искусств победного триумфа. Материалом исследования избраны документальные фильмы о параде Победы, нотные и аудиозаписи его музыки.
Ключевые слова: военная история России, Парад Победы, образ Родины, гимн.

В.Н. Демина


стр. 68-73

Тема национальной самобытности народов в философии Просвещения

В статье исследуется теоретический потенциал концепций национальной самобытности народов в философии Просвещения. Актуальность работы связана с анализом сложившихся в этот период парадигм исследования национальной идентичности исторических субъектов. Концепции Д. Юма и Ш. Монтескье, И. Канта выдержаны в русле этнопсихологической парадигмы. Концепция национального характера К. Гельвеция содержит в себе зачатки культурологической и философско-исторической парадигм исследования национальной самобытности. У И. Гердера в начальной, смешанной форме представлены культурологическая и философско-историческая парадигмы исследования темы национальной самобытности народов.

Ключевые слова: национальная идентичность, самобытность народа, национальный характер, дух
народа, Просвещение, Д. Юм, И. Кант, К. Гельвеций, И. Гердер, Ш. Монтескье.

Л.А. Поломошнов

стр. 72-75

Талисман в структуре олимпийской культуры

Анализируется талисман как элемент олимпийской культуры, который с каждой новой Олимпиадой приобретает новые черты и характеристику и является символом этого спортивного праздника.

Ключевые слова: Олимпийские игры, талисман, культура, праздник.

М.А. Филимонова, В.И. Лях


Трибуна молодого ученого

стр. 76-78

Синтез цвета, звука и динамики в пространственных построениях Аристарха Лентулова

В статье рассматривается сквозной принцип предметно-пространственных построений раннего Лентулова – цветодинамика, заключающаяся в синтезе цвета, звука и структуры. Акцент сделан
на семантике приема, а также индивидуальных живописно-пластических средствах, используемых
автором при создании образа.

Ключевые слова: искусство отечественного авангарда, «Бубновый валет», примитивизм, натюрморт,
пластическое мышление, русские сезаннисты, цветодинамика.

О.А. Королева


Библиотековедение и документальная информация

стр. 79-85

Современные российские ученые в области естествознания - популяризаторы науки и писатели

На примерах издательского опыта современных отечественных авторов – А.Ю. Закгейма,
М.И. Кацнельсона, А.В. Маркова рассмотрен феномен сочетания научно-исследовательской работы
в области естествознания, педагогической деятельности, популяризации естественных наук и литературно-художественного творчества. Выявлены закономерности их авторской деятельности. Литературно-художественные произведения ученых и педагогов представлены фантастикой и поэзией, публикуемыми в газетах, журналах и коллективных сборниках. Научно-популярные произведения издаются в рамках монографий. 

Ключевые слова: автор, естественные науки, научная литература, учебная литература, научно-популярная литература, художественная литература.

И.С. Соколова


стр. 85-88

К проблеме библиотеки как системы

В статье рассматривается сущность библиотеки как системы с точки зрения современных
достижений системного подхода в нашей стране. Существенной новизной представленной в работе
концепции является рассмотрение библиотеки с точки зрения категории взаимодействия – ключевым
понятием синергетики. Сущность библиотеки как системы заключается в исключительно двухконтурной системе, ведущими категориями которой являются синергетические понятия субъекта и объекта
или пользователя библиотеки и документа в условиях реальной библиотечной деятельности. Перспективой развития этой темы будет ее дальнейшее исследование с точки зрения теории и практики
библиотечной деятельности.

Ключевые слова: библиотека, система, взаимодействие, субъект, объект, двухконтурность.

Е.А. Евтюхина

стр. 89-91

О психологических особенностях восприятия электронного документа

Предметом анализа данной статьи является электронный документ. Основная цель –
охарактеризовать специфику работы с текстами такого рода. Особое внимание обращается на их
использование в педагогическом процессе.

Ключевые слова: электронный документ, метаданные, психологические особенности восприятия.

О.К. Солохьянц


Культура и образование

стр. 92-95

Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования

В статье рассматриваются современные тенденции подготовки студентов-музыкантов вуза:
общепрофессиональная подготовка, предусматривающая сочетание фундаментальных теоретических
и прикладных аспектов содержания с ориентацией на формирование целостного представления о
профессиональной деятельности; индивидуализация обучения, предусматривающая осознание осо-
бенностей каждого студента, его специфичность, неповторимость, задатки, склонности; информатизация, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную работу по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.

Ключевые слова: тенденции, музыкальное образование, гуманитаризация, индивидуализация, информатизация.

В.П. Сраджев, И.Б. Игнатова, Н.Р. Туравец


стр. 95-98

Феномен педагогического интонирования в теории и практике организации образовательного процесса

В статье рассматривается проблемность организации образовательного процесса, который по смыслу совпадает со многими лежащими в основе функционирования закономерностями музыкального искусства. По мнению авторов, успешное выполнение задач обеспечивается совокупностью интегративных действий педагога, которые составляют основу педагогического интонирования, определяемого нами в качестве важнейшего элемента его профессионального мастерства.

Ключевые слова: интонирование, интонация, педагогическое мастерство, образовательный процесс.

О.Ю. Солопанова, Б.М. Целковников


Культурная жизнь регионов

стр. 99-103

Музыкальные ремарки А.В. Затаевича как репрезентанты национальной характеристики казахской музыки

Данная статья посвящена анализу музыкальных ремарок в нотных записях А.В. Затаевича, представляющих собой синтез внутрикультурных и межкультурных связей, отражающих контакты
европейской и восточной музыки. Важно, что использование ремарок осуществляется органично:
национально-неповторимое не поглощается. Анализ экспрессивно-стилистических музыкальных ремарок помог шире, детальнее, точнее раскрыть экспрессивно-речевой стиль композитора, который
соответствует психологическим, предметным, поведенческим и т.д. образным модальностям.

Ключевые слова: образно-психологическая характеристика музыкального стиля, специфика музыкальных ремарок, экспрессивно-стилистические особенности музыкальных ремарок.

Е.М. Курманаев


стр. 103-106

Экологические черты фольклора кабардинцев и балкарцев

Главной проблемой исследования является культура традиционного фольклора, основанного на национальном понимании этнографической действительности, которая предполагает рассмотрение экологических черт художественной деятельности кабардинцев и балкарцев как наиболее адекватных синкретичной природе народного творчества в русле синергетической теории.

Ключевые слова: этнокультура, фольклор кабардинцев и балкарцев, культурологическое значение,
экологические черты, традиционная культура.

Л.Х. Шауцукова, Н.В. Галимова

стр. 106-109

Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа на современном этапе (на примере войлочных изделий карачаевцев и балкарцев)

В статье рассматривается войлочное искусство карачаевцев и балкарцев на современном
этапе. В основу статьи легли полевые исследования автора. Данный материал впервые вводится в
научный оборот. В работе описывается традиционная технология изготовления и функциональные
особенности войлочных изделий, анализируются формы бытования изделий из войлока на современном этапе.

Ключевые слова: карачаевцы и балкарцы, традиционная культура, декоративно-прикладное искусст-
во, войлочное искусство.

А.Х. Байрамукова

стр. 109-112

Поэтическая интерпретация образа женщины-матери в адыгейской литературе (К. Жане, Р. Нехай, М. Тлехас, Т. Дебе, И. Машбаш)

В работе рассматривается восприятие женщины у адыгов, отраженное в литературных
источниках. Поднятая проблема приобретает особое значение, учитывая интеграцию Северного
Кавказа в мировое сообщество и поиски путей к налаживанию взаимопонимания и взаимодействия.
В этом плане знакомство с культурой и социальным укладом имеет решающее значение.

Ключевые слова: адыгская литература, творчество кавказских поэтов, образ матери, общественный
уклад черкесов, статус женщины.

Р.Х. Емтыль

стр. 112-115

Художественный мир драматургии Е. Мамия

В работе затрагивается одна из малоизученных на сегодня тем: формирование профессионального театра в Республике Адыгея. Рассматривая данный вопрос, автор обращается к творческому наследию Е.А. Мамия и характеризует его влияние на драматическое искусство Кавказа.

Ключевые слова: творчество Е. Мамия, культура Адыгеи, советский театр.

Р.Х. Емтыль

стр. 115-119

Роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных услуг общедоступными библиотеками Краснодарского края

В статье раскрывается роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных библиотечных услуг. Исследуются результаты опроса руководителей общедоступных библиотек Краснодарского края.

Ключевые слова: общедоступная библиотека, волонтеры, волонтерское движение, социально-ориентированные услуги.

Я.Г. Путилина

стр. 119-122

PR-менеджмент в организациях пульсирующего типа: проблемы и перспективы

В статье раскрывается содержание концепции пульсирующих организаций на примере волонтерских центров и деятельности организаторов спортивных событий. Объясняется, как структуры с «пульсирующим эффектом», в свете их особых характеристик, адаптируют доступные технологии к своей деятельности. Уникальные информационные и коммуникационные требования вызывают необходимость поиска оптимальных стратегий управления отношениями с общественностью.

Ключевые слова: менеджмент организации, волонтерство, события, организационная структура,
коммуникации.

И.Б. Шуванов, М.С. Круглова

стр. 122-125

Географический детерминизм в социокультурном развитии территории: к постановке вопроса

В статье проанализировано влияние географических, природно-климатических условий на социокультурное развитие территории. Выявлено изменение степени зависимости территориального развития от географических факторов в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: территория, социокультурное развитие, природно-климатические условия.

К.В. Хараишвили, Е.Я. Ягодкина

стр. 125-129

Инновационные формы работы в обучении студентов-музееведов

В статье рассматриваются инновационные технологии, используемые при обучении
студентов.

Ключевые слова: музей, музейная среда, экспозиция, интерактивные технологии, мастер-класс, коллаж.

Н.Б. Акоева

стр. 129-135

Русская культура как ценностная основа межнационального взаимодействия на Северном Кавказе

В статье рассматривается русская культура как ценностная основа межнационального диалога, стабилизирующий фактор межэтнических отношений в Северо-Кавказском регионе. В исследовании выявлена степень и характер влияния русской культуры на процессы межнационального
этнокультурного взаимодействия на Северном Кавказе для обеспечения мира и согласия, развития и
укрепления дружественных отношений, что особенно актуально в условиях современного социокультурного развития общества. Особое внимание уделено русскому языку, который играет важную роль в межэтническом общении.

Ключевые слова: русская культура, ценностные основы, Северный Кавказ, природное и культурное
наследие, русский язык, межнациональный диалог.

И.И. Горлова, О.И. Бычкова

стр. 135-141

Культурное наследие горной Ингушетии: проблемы сохранения и использования

На примере Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в статье рассмотрены основные проблемы сохранения и использования
культурного наследия на территории горной Ингушетии. Авторами отмечаются существующие в
российском законодательстве противоречия в части охраны культурного наследия в пограничных
территориях, проанализированы практики актуализации функций объектов культурного наследия в
современной культурной политике.

Ключевые слова: культурное наследие, Республика Ингушетия, региональная культурная политика,
сохранение культурного наследия, использование культурного наследия, Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

В.Е. Науменко, Т.В. Коваленко

стр. 141-144

Русское театрально-декорационное искусство в собрании музея Виктории и Альберта

В статье анализируется коллекция русского театрально-декорационного искусства в лондонском Музее Виктории и Альберта. Автор рассматривает историю формирования коллекции, ее состав и значение для сохранения и популяризации русского культурного наследия за рубежом.

Ключевые слова: музей, Музей Виктории и Альберта, русское театрально-декорационное искусство,
русское искусство в зарубежных музеях, культурное наследие России за рубежом.

Т.Ю. Юренева

стр. 144-148

Патриотизм - понятие культурологии

В статье рассматривается содержание понятия «патриотизм» под углом зрения исследования самосознания и культуры современного общества.

Ключевые слова: глобализация, государство, личность, патриотизм, человечество.

Б.П. Борисов

стр. 148-151

Культурная идентичность как интегратор идеологии и государства

В статье отражено авторское видение целесообразности утверждения культурной идентичности как системного интегратора общественных отношений, обеспечивающего этносоциальную стабильность, сохранение и развитие государства.

Ключевые слова: государство, идеология, единство, культура, развитие.

Н.Г. Денисов

стр. 151-156

Этноментальность Кубани в культурологической регионике: современные подходы к изучению проблемы

В статье рассматриваются методологические подходы к конструированию этноментальности в контексте регионики как феномена культуры в единстве ее онтологических и перцепционных характеристик. Научный анализ этноментальности Кубани как полиэтнического региона позволяет осознать процессы трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять уникальность и неотделимость от культурного пространства страны и мира.

Ключевые слова: этноментальность, регионика, региональная культурология, культурное пространство, региональная идентичность, этнонациональность, этнос, культурография региона.

Н.Н. Павелко


Рецензии

стр. 157-157

Древнерусское зодчество домонгольского периода

Учебное пособие Б.А. Трехбратова "Золотые купола: православное зодчество домонгольской Руси" посвящено каменному зодчеству древнерусского государства.

Н.Б. Акоева, И.Г. Иванцов


Некролог



стр. 159-159

Памятка автору